Модератором дискуссии стал президент компании S&P Global Platts Inc. Мартин Френкель.

Евгений Дитрих в своем выступлении напомнил, что одна из глобальных целей устойчивого мирового развития направлена на принятие срочных мер по борьбе с изменением климата. В этой связи наша страна в 2016 году присоединилась к Парижскому соглашению. И главной целью России является сокращение объемов выбросов парниковых газов к 2030 г. на 25 – 30 % по сравнению с 1990 г.
При этом основным источником вредных выбросов является именно транспорт (около 40% суммарных выбросов), в частности, автомобильный - на него приходится чуть менее 80% от общего объема выбросов. «Перевод транспорта на газомоторное топливо в ближайшие годы позволит достигнуть значительного экологического эффекта», - сообщил министр. Он также констатировал, что в настоящее время доля потребления природного газа в качестве моторного топлива составляет менее 1%. Амбициозная цель - к 2030 году довести долю транспорта с двигателями на альтернативных видах топлива минимум до 49%.
Перспективным является использование газа и на железнодорожном транспорте, особенно на грузонапряженных неэлектрифицированных направлениях, где есть потребность в формировании тяжеловесных составов массой свыше 6 000 тонн. Как подчеркнул глава Минтранса, первые газотурбовозы уже начали работы на пилотных участках. «После завершения строительства ряда инфраструктурных проектов планируется увеличение протяженности полигона применения газомоторных локомотивов до 5500 км», - отметил он.

В выступлении отмечена тенденция увеличения количества заказов судоходных компаний на проектирование и строительство судов, использующих сжиженный природный газ (СПГ). «Наша крупнейшая судоходная компания ПАО «Совкомфлот» уже эксплуатирует 13 морских судов-газовозов, в прошлом году размещен заказ на строительство еще 3 судов», - сказал министр. Расход топлива в таких танкерах на 20% ниже. В качестве основных точек бункеровки судов рассматриваются порты Усть-Луга, Большой порт Санкт-Петербург, включая аванпорты Бронка и Кронштадт, Приморск, Высоцк и Калининград.
Высказано предложение по адресной поддержке закупки транспорта на газомоторном топливе в регионах, в которых уже созданы условия для его эксплуатации. Так, 26 российских субъектов предполагается объединить в 7 кластеров по федеральным округам. Для поддержания связи между кластерами и расширения использования газомоторного топлива в межрегиональном сообщении будет строиться газозаправочная инфраструктура вдоль автодорог. Из уже опробованных инструментов возможно использование некоммерческого лизинга с учетом опыта, накопленного ПАО «ГТЛК». «Некоммерческий лизинг достаточно эффективен при обеспечении такой работы. На 1 бюджетный рубль, вложенный в эти проекты, приходится 8 рублей с финансового рынка», - сказал министр.

Содействие регионам будет оказываться и в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Речь идет о приобретении субъектами пассажирского транспорта на газомоторном топливе. На эти цели предусмотрено порядка 20 млрд рублей из федерального бюджета.

Подводя итог, Евгений Дитрих отметил, что перевод транспорта на природный газ позволит уменьшить транспортные издержки за счет снижения себестоимости перевозок на 15 – 20%. «Значительно сократятся объемы выбросов в окружающую среду. Повысится ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств, а также энергоэффективность работы транспортной системы России в целом», - заключил он.

Как отметил Виктор Зубков, сейчас на долю транспорта в мире приходится почти 20% потребления энергии и четверть выбросов парниковых газов. Он рассказал об экономических, экологических и технологических предпосылках развития крупного сегмента потребления газа в качестве моторного топлива. «Сегодня газомоторное топливо применяется более чем в 80 странах. Мировой парк автомобилей, работающий на компримированном и сжиженном природном газе, постоянно растет. С 2000 года количество транспорта на природном газе возросло с 1 млн до 26 млн единиц. Несмотря на очевидные преимущества, потребление природного газа автотранспортом пока составляет 1,5% от общемирового потребления», - констатировал он.

В свою очередь Юрий Сентюрин подчеркнул, что до 2040 года объем потребления газа в целом вырастет примерно на 40%, в транспортной отрасли - на 23% - до 3,4 трлн кубометров в год. При сохранении текущих тенденций количество потребляемого газа в качестве природного топлива через 20 лет достигнет уровня 222 млрд кубометров в год. «Сегодня потенциал метана недоиспользован. Необходимо прежде всего активно развивать газозаправочную инфраструктуру, а также проводить работу с общественным мнением, рассказывая об экономических и экологических преимуществах этого вида топлива», - завершил он.

Добавить комментарий